ВЦИОМ В НОВОТРОИЦКЕ: КАК УВЕЛИЧИТЬ КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОРОДА
Если бизнес долгое время пренебрегает проблемами города, однажды он либо столкнется с кадровым дефицитом, либо будет втянут в конфликт с местными сообществами. Инициатор проекта — Управляющая компания «Уральская Сталь» — пошла по другому пути. Новый собственник поставил перед собой амбициозную задачу переосмыслить подходы к развитию территории присутствия, стабилизировать и, в перспективе, остановить отток населения. Работа компании на благо города станет основой крепких, уважительных, межпоколенческих связей между комбинатом и новотройчанами.
Проект по сохранению и привлечению кадровых ресурсов молодежи для УК «Уральская Сталь» в Новотроицке
Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг:
В Новотроицке прежде всего нужно было выяснить, почему уезжает молодежь, и определить ее основные потребности, запросы к городу, видение будущей счастливой жизни в родных местах. Возможно ли в принципе сделать малый город таким, чтобы перспективные юноши и девушки, окончив школу, хотели остаться, развиваться, строить карьеру и создавать семью здесь, а не в большом городе? Мы уверены — это возможно, если развитием города заняться всерьез. В рамках нашего проекта мы предложили партнерам несколько сценариев дальнейшего развития города, и рады видеть, что наша экспертиза востребована и получает воплощение.
Александра Алексеева, консультант ВЦИОМ-Консалтинг
Проект по сохранению и привлечению кадровых ресурсов молодежи для УК «Уральская Сталь» — это масштабное, комплексное исследование с использованием комбинированных подходов. В ходе работы мы смогли применить множество исследовательских методов, провести этнографию города, погрузиться в жизнь местного населения, взглянуть на город его глазами и предложить заказчику решение, которое соответствует реальным запросам. Проблема малых городов и удержания кадров — важная тема, с которой мы умеем работать.
Проблематика проекта
Население города стремительно сокращается, особенно активно из Новотроицка уезжают молодые жители. За 25 лет из города уехало 36 тыс. человек — это 33% населения. 41% опрошенных ВЦИОМ-Консалтинг на момент проведения исследования (2023 г.) рассматривали возможность переезда. В городе ощущался кадровый голод, а комбинату АО «Уральская Сталь» становилось все труднее привлекать молодые кадры. Вместе с тем АО «Уральская Сталь» планирует расширение производства, для которого понадобится около 2 тыс. новых сотрудников. В городе есть работа, и будет еще больше.
Команде ВЦИОМ было необходимо разработать рекомендации по сохранению и привлечению кадровых ресурсов молодежи для комбината АО «Уральская Сталь» в городе Новотроицке.
Даниил Ермолаев, директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг:
Проблемы в городе начались после распада СССР, когда страна «открыла» для россиян возможности свободно перемещаться и выбирать место жительства и работы, а муниципальная власть Новотроицка не смогла обслуживать город на прежнем уровне. Тогда упала первая кость, запустившая принцип домино. Далее проблемы стали накапливаться и усугубляться соответственно этому принципу. Главная задача для города и действующих в нем предприятий сейчас — поймать и выстроить по одной все упавшие кости этого домино. Это будет долгий, однако очень важный процесс — приведение города в порядок, выстраивание в нем безопасной среды, развитие малого бизнеса, наполнение культурными и досуговыми мероприятиями и налаживание доверительных отношений между жителями и предприятиями города.
Проблема развития моногородов сегодня очень актуальна: в России 319 моногородов, требующих внимания и особого подхода к развитию. Чаще всего они построены для обслуживания крупных предприятий (добыча/обработка полезных ископаемых или крупное производство). Отсутствие диалога крупного бизнеса, присутствующего на территории, с местным населением и его неучастие в развитии города могут стать угрозой самой компании, ведь локальная аудитория — это кадры для предприятия и сервисных линий городов (врачи, учителя, коммунальщики и т.д.).
Если бизнес долгое время пренебрегает проблемами города, однажды он либо столкнется с кадровым дефицитом, либо будет втянут в конфликт с местными сообществами. Инициатор проекта — Управляющая компания «Уральская Сталь» — пошла по другому пути. Новый собственник поставил перед собой амбициозную задачу переосмыслить подходы к развитию территории присутствия, стабилизировать и, в перспективе, остановить отток населения.
Работа компании на благо города станет основой крепких, уважительных, межпоколенческих связей между комбинатом и новотройчанами.
Аналогичные проекты ВЦИОМ предлагает и реализовывает для крупных предприятий добывающей и обрабатывающей отрасли (направления: КСО, GR, PR, HR, ESG) по всей России.
Задачи проекта
- Выявить основные потребности и запросы молодых людей 18-35 лет к жизни в Новотроицке.
- Сформулировать типовые сценарии поведения молодежи в городе
- Проанализировать общую привлекательность жизни в городе, сильные и слабые места агломерации.
- Предложить рекомендации, которые могут лечь в основу корректировки социальной политики города.
- Предложить рекомендации для удержания в городе приоритетных молодежных групп — потенциальных работников градообразующего предприятия.
Работа команды ВЦИОМ
В течение 2023 года ВЦИОМ-Консалтинг проведены:
- Установочные интервью.
Целевая аудитория — представители менеджмента АО «Уральская Сталь» по направлению стратегического развития, управления человеческими ресурсами, КСО, представители социального блока администрации Новотроицка. - Кабинетное исследование.
Кабинетное исследование на основе общенаучных аналитических методов с применением полуавтоматизированного технического инструментария для сбора и анализа данных.
Источники информации: статистические данные, анализ электоральной истории региона, академическая литература, прочие данные открытых источников.
Продолжительность исследования — август-сентябрь 2023 г. - Медиаанализ.
Источники: данные из открытых источников (сообщества в социальных сетях Новотроицка и Орска.
Глубина выборки: 3 месяца.
Метод: сбор данных с помощью технологии web-scraping с использованием языка программирования Python и последующий полуавтоматический анализ сообщений и комментариев.
Количество сообщений: общий объем публикаций для анализа — более 14 тыс. - Включенное наблюдение. Включенное наблюдение и неструктурированные интервью, проведенные в Новотроицке и Орске в августе 2023 г.
- Экспертные интервью.
Целевые аудитории: представители академического сообщества Новотроицка (экономическая география, городская экономика, урбанистка, управление социальной сферой и т.д.); представители экспертного сообщества Новотроицка (кадры, HR, городская экономика, управление социальной сферой города). Метод: полуформализованное интервью. Проведено более 10 серий интервью. - Фокус-группы.
Целевые аудитории:- молодежь 18-24 лет / 25-35 лет (по 2 ФГ на каждую возрастную категорию) — очный формат;
- учителя школ (1 ФГ) — онлайн-формат;
- родители школьников (1 ФГ) — онлайн-формат;
Количество: 6 фокус-групп.
- Количественный опрос жителей Новотроицка и Орска. Целевая аудитория: жители Новотроицк и Орска в возрасте 18-45 лет. Метод: гибридный (уличный опрос с использованием планшетов / телефонный опрос) продолжительностью в 35 смысловых вопросов. Выборка: 1200 респондентов, в том числе: 600 интервью — с жителями Новотроицка в возрасте 18-45 лет; 600 интервью — с жителями Орска в возрасте 18-45 лет.
- Аналитика и консалтинг.
На основе данных, полученных по итогам исследования, Заказчику предложены рекомендации по повышению привлекательности Новотроицка для жизни, а также для повышения лояльности местных жителей к комбинату «Уральская Сталь». Предложенные действия разделены на кратко-, средне- и долгосрочные, что позволит обеспечить последовательность и комплексное решение проблем города.
Результаты проекта были представлены 4 декабря 2023 г. на совместном заседании Общественных палат Оренбургской области и Новотроицка. В 2024 г. ВЦИОМ и Комиссия по экономике и трудовым отношениям Общественной палаты РФ организовали экспертную дискуссию на площадке Общественной палаты РФ «Остаться нельзя уехать. Практики бизнеса по сохранению кадрового потенциала территорий присутствия» с участием представителей крупного бизнеса и профильных ассоциаций, где представил широкой общественности результаты проекта. Обсуждение проекта стало стартовой точкой для публичной дискуссии ведущих промышленных компаний в рамках проблематики молодежи в малых городах.
Сложное в проекте
Малочисленный моногород сложен в исследовании — для качественного сбора анкет нужны опыт и знания. О городе мало информации в открытых источниках. Также для жителей моногорода характерны определенные социокультурные особенности, для погружения в которые необходимо больше времени и ресурсов.
Результаты
Заказчику предоставлена комплексная картина причин оттока населения из Новотроицка, включающая в себя историческую справку, социально-демографические показатели, взгляд на проблему с точки зрения власти, бизнеса и самих жителей. Заказчик получил четыре ключевых сценария жизни молодежи в городе, на основе которых предложено в дальнейшем строить стратегию по снижению оттока населения. Также проведен анализ конкурентов «Уральской Стали» в борьбе за рабочую силу в городе и регионе, выявлены слабые и сильные стороны комбината и других предприятий города.
Сегодня в городе начато жилищное строительство, созданы Агентство развития Новотроицка и Благотворительный фонд «Технология чуда», полностью обновлен трамвайный парк, команда администрации прошла курс обучения ВШМ СПбГУ. Открылся первый сетевой фастфуд, готовится первый турнир по хобби-хорсингу, прорабатывается концепция «третьего места» в городе.
Александра Алексеева, консультант ВЦИОМ-Консалтинг
Среди срочных решений мы предложили меры, которые позволят снять наиболее острые проблемы города. Каждая из предложенных нами мер содержит пошаговый алгоритм реализации. Среди решений, направленных на удержание молодежи от миграции, большое внимание мы уделили развитию позитивной событийности в городе. Также мы пришли к выводу, что для молодых новотройчан крайне важна диверсификация образовательных возможностей. В качестве мер мы предложили алгоритм по переосмыслению городских кружков и секций, а также открытие образовательных возможностей в IT: успешная реализация этой меры позволит даже сформировать в городе новый позитивный жизненный сценарий для молодежи.