Управленческая проблематика

Разработка проектов законодательных/нормативно-правовых актов в некоторых случаях осуществляется без глубокого анализа факторов возможного негативного их восприятия различными целевыми группами.

ВЦИОМ

Реализация таких управленческих решений может привести к росту социальной напряженности.

ВЦИОМ

Проведение независимой социологической экспертизы рассматриваемых законопроектов, дает возможность определить потенциальные социальные последствия и найти альтернативные решения или способы снижения негативных реакций.

Консалтинговые этапы в рамках продукта ВЦИОМ

  • Диагностика потенциальных рисков (с участием разработчиков законопроекта и представителей федеральных и региональных органов власти, вовлеченных в дальнейшую реализацию законопроекта)
  • Разработка оптимальной стратегии сбора данных
  • Разработка стратегии нивелирования негативных реакций общества и отдельных целевых групп на планируемые решения

Исследовательские задачи

  • Выявление в целевых аудиториях особенностей восприятия проектов нормативно-правовых, законодательных актов или стратегических программ
  • Определение восприятия в целевых аудиториях проектов законодательных инициатив
  • Выявление ключевых факторов (рациональных и эмоциональных), лежащих в основе показателя восприятия законодательной инициативы
  • Определение рисков роста социальной напряженности (в том числе – массовых протестных выступлений) на фоне принятия решений

Базовая стратегия исследования

Экспертная сессия

Закрытая диагностическая экспертная сессия проводятся с участием представителями следующих целевых аудиторий:

  • разработчики законопроекта/инициаторы внесения поправок в действующее законодательство
  • представители федеральных и региональных органов власти, чья деятельность связана с планируемыми нововведениями.

Общее количество участников экспертной сессии – до 25.

Количественный опрос населения/целевых групп

Количественный опрос населения Российской Федерации (если законопроект затрагивает интересы отдельных профессиональных или социальных групп, проводится опрос представителей соответствующих целевых групп).

Метод сбора информации определяется тематикой проекта.

Фокус-групповые интервью с представителями целевых групп

Фокус-групповые интервью проводятся с представителями целевых групп, являющихся объектами регулирования для тестируемого проекта законодательного акта/инициативы. Рекомендуемое количество фокус-групп – от 4 до 12. География проведения зависит от особенностей проекта. (В зависимости от тематики – проводятся в офлайн или онлайн формате)

Онлайн тестирование проектов законодательных актов

Осуществляется обсуждение базовых положений документа в онлайн формате (сбор предложений и комментариев по каждому из пунктов тестируемого проекта документа). По итогам обсуждения – подготовка сводных заключений по каждому из разделов / отдельных пунктов документа.

Рекомендуемые опции

Предварительное кабинетное исследование
Анализ действующей нормативно-правовой базы и содержания планируемых поправок. Анализ мирового опыта в сфере (сбор информации о существующих подходах к законодательному регулированию соответствующих вопросов и достигнутых социально-экономических эффектах при принятии аналогичных решений)
Проведение мониторинга СМИ и социальных сетей
Выявление наиболее значимых аргументов противников принятия законопроекта /поправок в действующие нормативно-правовые акты. Мониторинг СМИ осуществляется с использованием базы данных Медиалогия. Мониторинг социальных сетей осуществляется с использованием специализированных программных продуктов.
Проведение глубинных интервью с «лидерами мнений»
Проведение серии глубинных интервью с представителями сторонников и противников законопроекта /поправок (публичными лицами, выступающими «лидерами мнений», отражающими позицию отдельных заинтересованных сторон). Общее количество глубинных интервью -10.
Тестирование ключевых сообщений
Ключевые сообщения, которые планируется использовать в рамках освещения инициатив, проходят оценку по таким параметрам как «убедительность», «доверие к сообщению», «аргументированность», «эмоциональное присвоение целевыми аудиториями» и т.п. Метод сбора информации – онлайн фокус-группы.
Разработка карты рисков продвижения инициативы
Карта рисков включает в себя описание основных барьеров и групп влияния, которые могут препятствовать принятию законодательного акта/поправок, возможные сценарии нивелирования рисков, описание условий , необходимых для реализации соответствующих мер.
Проведение стратегической сессии по обсуждению результатов
Стратегическая сессия проводится с участием представителей Заказчика в закрытом режиме. Утверждается перечень мер по продвижению инициативы и нивелированию связанных с этим социальных рисков.
Проведение мониторинговых замеров
Мониторинговые замеры реализуются в соответствии с графиком реализации мер, предусмотренных Дорожной картой (по завершении каждого из этапов) посредством проведения количественных опросов. Количество и периодичность замеров определяются на этапе запуска проекта.

Отчетные материалы, предоставляемые Заказчику

  • Сводный аналитический отчет по результатам реализации комплекса работ
  • Краткая презентация, содержащая ключевые выводы, по результатам сбора и анализа данных
  • Рекомендации по использованию ключевых сообщений и аргументов при проведении информационной кампании
  • Дорожная карта по реализации мер, направленных на нивелирование рисков роста социальной напряженности
  • Оперативные отчеты по результатам мониторинга ситуации

Примеры реализованных проектов

инфоповод

ТЕСТИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ НАСЕЛЕНИЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЗ«О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»
Инициативное исследование

«О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации»
Инициативное исследование

Цель:

Оценка восприятия россиянами значимости базовых направлений законопроекта

Результат:

  • Создан перечень наиболее востребованных мер в области социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан
  • Сформирован рейтинг приоритетности мероприятий в рамках каждого из тестируемых направлений
  • Выявлены положения законопроекта, неоднозначно воспринимаемые населением (потенциальные риски)
инфоповод

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИЗаказчик: iMARS

Заказчик: iMARS

Цель:

Выявление приоритетных направлений, а также текущих проблем развития железнодорожного транспорта в России, в том числе - ожидаемых экспертным сообществом мер государственной политики и поддержки отрасли

Результат:

  • Определены приоритетные меры государственной поддержки отрасли в краткосрочной и долгосрочной перспективе
  • Выявлено мнение различных целевых групп относительно оптимального распределения государственных средств между различными видами транспорта
  • Оценены риски приватизации пакета акций ОАО «РЖД»

Отправить запрос на исследовательско-консалтинговые услуги

Наш эксперт свяжется с Вами, проконсультирует и предложит оптимальное решение.

Либо звоните нам: +7 (495) 982–50–75
или пишите на: research@wciom.com